Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) проверила деятельность рейтинговых агентств в 2013 г. Оказалось, что половина агентств (5 из 10, названия SEC не раскрывает) не всегда следовали собственным методикам и процедурам.
Одно, вопреки требованиям методики, не снизило рейтинги ипотечных инструментов, когда по закладным увеличилась задолженность. Одно из крупных агентств (в «большую тройку» входят Fitch, Moodys и S&P) использовало рейтинговую модель, которую его комитет по методологии счел непригодной, а небольшое опубликовало еще не одобренную методику.
В крупном агентстве члены совета директоров, не являющиеся его сотрудниками, получили информацию о будущих изменениях в расчетах рейтингов. Небольшое агентство не смогло сохранить все требующиеся документы и переписку сотрудников. В одном крупном и одном небольшом агентстве топ-менеджеры имели доступ к непубличной информации о финансовых результатах и рыночной доле компании и одновременно участвовали в присвоении рейтингов.
SEC начала проверки рейтинговых агентств после вступления в силу закона Додда - Фрэнка в 2010 г. Для этого в ней было создано управление кредитных рейтингов, которое возглавил Томас Батлер из Citigroup. Его полномочия ограничиваются мониторингом работы рейтинговых агентств, наказывать их может только директор SEC по надзору Эндрю Сересни. В управлении кредитных рейтингов трудится 40 человек - менее 1% штата SEC. Большую часть рабочего времени Батлер проводит не в штаб-квартире SEC в Вашингтоне, а в офисе на Манхэттене, который помимо казенной мебели украшают только фотографии его собак.
В апреле председатель SEC Мэри Уайт обещала сделать вопрос прозрачности и методики рейтингов одним из приоритетов комиссии в 2014 г. «Будет много работы с рейтинговыми агентствами», - предупреждал в июне Сересни.
Несмотря на всю критику в связи с кризисом 2008 г., SEC наказала лишь одно агентство. В январе 2013 г. Egan-Jones на полтора года было запрещено присваивать рейтинги некоторым облигациям. Комиссия обвиняла агентство в искусственном завышении в отчетности количества рейтингов. SEC также подозревает, что ради получения бизнеса S&P в 2011 г. ослабило требования при присвоении рейтинга. S&P отозвало рейтинги бондов, обеспеченных кредитами на коммерческую недвижимость (CMBS), которые размещали Goldman Sachs и Citi. Произошло это уже после того, как банки нашли инвесторов. S&P объясняло отзыв рейтингов возможным конфликтом интересов.
Присвоение рейтингов облигациям, обеспеченным долгами на строительство отелей, небоскребов и моллов, - одно из самых прибыльных направлений для агентств. За них компании платят $1,25-2 млн (данные ФРС).
В июле SEC предупредила S&P, что к нему могут быть применены надзорные меры, сообщает Bloomberg. По данным Bloomberg, SEC может запретить S&P какое-то время присваивать рейтинги CMBS. В III квартале агентство зарезервировало $60 млн на урегулирование претензий комиссии.
В 2013 г. минюст США подал иск к S&P на $5 млрд с обвинениями в искусственном завышении рейтингов по ипотечным бондам subprime в предкризисные годы. S&P назвало обвинения «беспочвенными».
Использована информация WSJ