В 2015 году произойдет серьезное повышение цен на мототехнику - от 20 до 50%. О повышении цен на свою продукцию «Известиям» сообщили официальные российские дистрибуторы и представительства - Suzuki, BMW, Honda, Dukati, Kawasaki. Кроме того, новые ценники с начала 2015 года поставят дилеры марок KTM и Yamaha. В Kawasaki и вовсе отпустили цены в свободное плавание, предоставив дилерам самостоятельно устанавливать прайсы на мотоциклы (обычно розничная маржа согласовывается с оптовым поставщиком). Продавцы отмечают неестественный ажиотаж, аналогичный тому, что происходит в автосалонах и магазинах электроники. По оценкам экспертов, в следующем году рынок мототехники вместе с ее импортом уменьшится как минимум на 30%.
- На существующие мотоциклы пока цены какие есть, те и остаются, а на новинки 2015 года цены будут анонсированы чуть позже. Увеличение цены, конечно, будет. Но какое и когда, не могу сообщить, однако можно сказать, что на каждую модель будет начислен различный процент, - пояснил представитель пресс-службы BMW Group в России Кирилл Ястребов. - По его словам, спрос последних дней на мототехнику баварской марки [цены в диапазоне 0,4-1,6 млн рублей] немногим отличается от недавнего ажиотажа в автосалонах BMW. Склады компании быстро пустеют.
Компания Suzuki, как и BMW, не повышала цены во время скачка валют.
- В настоящий момент продажа мототехники ведется по ценам, действовавшим на протяжении этого года [0,4-1 млн рублей]. Сейчас мы наблюдаем повышенный спрос на мототехнику, - рассказал руководитель мотодепартамента Suzuki Владимир Звиряко. - Ввиду экономической и политической ситуации в стране мы прогнозируем уменьшение всего рынка на 30%.
Представитель японской компании сообщил, что повышение цен на мотоциклы Suzuki всё же произойдет в 2015 году, однако есть вероятность, что оно затронет не весь модельный ряд. В компании Honda цены уже повысили и моментально отреагировали на потенциальные потери сокращением квоты на импорт.
- Мы уже подняли цены [0,15-3 млн рублей] на 20%. На следующий год к планам подходим достаточно консервативно, есть сокращения издержек, в том числе уменьшена квота по импорту. Пока пессимистично смотрим на рынок. Но если будут положительные тенденции, то увеличим объем ввоза, - отметил сотрудник мотоциклетного подразделения Honda Motor Rus Артем Панкратов. По его словам, компания планировала в этом году вывести новую модель - Honda VFR800X Crossrunner. Однако из-за нестабильности рынка пришлось повременить с дебютом. Собеседник также отметил, что до стабилизации курсов валют временно прекратились поставки мотоциклов. Возобновлены они будут предположительно в феврале-марте будущего года. Мы ожидаем, что в 2015 году рынок сократится на 30-40%. Особенно сильно падение будет в первой половине года.
В компании «Фудзи моторс» (эксклюзивный дистрибутор мотоциклов Кawasaki в России) отказались от комментариев по поводу корректировки цен на 2015 год, но при этом отметили, что уже освободили своих дилеров от контроля над прайс-листами.
- Розничные цены на 2015 год мы еще не планировали объявлять. В этом году повышение цен дилеры регулировали сами по своим запасам и на собственное усмотрение. В будущем году, если курс евро опустится (поставки мототехники Kawasaki осуществляются из Европы), цены останутся на прежнем уровне [0,18-1,3 млн рублей]. Будем смотреть на курс, - сообщила менеджер «Фудзи моторс» Мария Чушикина.
Подорожали и итальянские мотоциклы Ducati.
- Последнее повышение цен у нас было 16 декабря - увеличили на 15% в целом по модельному ряду. По ценам в будущем году пока мы планируем держаться на текущем уровне, потом будет зависеть от курса, - отметил бренд-менеджер компании «Русмотоимпорт» (официальный импортер Ducati) Леонид Хван. - В связи с тем что у нас весьма специфический сегмент, ажиотажного спроса у нас не было. Стабильные продажи, но они сейчас выше, чем в прошлом году.
В мотосалоне «Пан-Авто» (официальный дилер Yamaha) сообщили, что на некоторые модели Yamaha цены [0,27-1,1 млн] поднялись еще летом.
- К примеру, цена на флагманский спортбайк YZF-R6 поднялась на 30 тыс. рублей, до 624 тыс. рублей, но это еще с начала лета, а потом не поднимали. В следующем году будет повышение цен; не могу сказать, какое, - сказали в компании.
Мультибрендовые продавцы, продающие в том числе китайскую мототехнику, отмечают, что в среднем ценники выросли за последний месяц на 10%.
- В момент истерики на валютном рынке нам на следующий день прислали новые прайс-листы, там планки были подняты от 70 до 100%. Это, конечно, неадекватные цены. В будущем году я ожидаю, что ценники повысятся примерно на 50%, - говорит гендиректор магазина «Зенит» в Сокольниках Вячеслав Первышев. - Это касается в большей степени менее крупных компаний, которые самостоятельно ввозят технику. Дистрибуторы, привязанные к крупным концернам, такие как BMW, Honda, Suzuki, Yamaha и другие, смогут удержать цены от повышения на уровне до 30%. Если свыше 50% цены повысятся, то народ будет только ходить вокруг да около и думать - брать или не брать. Тогда больше будут покупать мотоциклы на вторичном рынке.
При походе к профессиональным продавцам бэушных мотоциклов сильно сэкономить не удастся. Ажиотажная волна спроса накрыла и продавцов мототехники с пробегом, сообщили «Известиям» в интернет-магазине Сemeco.
- В основном сейчас скупают всё, что есть по старой цене. В будущем году страшного ничего не будет, просто насколько обесценился рубль, настолько и поднимутся цены. По отношению к доллару рубль, например, обесценился на 66% - делайте выводы, - заметил представитель магазина.
В мотосалоне автохолдинга Major «Известиям» сообщили о повышении ценников на мотоциклы бренда KTM [0,2-1,1 млн рублей].
- Цена, к примеру, мотоцикла KTM 1190 Adventure составляет 1,1 млн рублей, а ранее была - 990 тыс. рублей (+10%), - сообщил менеджер по продажам. Сотрудник также отметил, что с нового года ожидается вторая волна подорожания.
В России производство мототехники сейчас минимально, отмечает Первышев. Из китайских комплектующих с невысокой долей локализации на заводе «Стелс» в Жуковском (Брянская область) производятся квадроциклы, мотоциклы, велосипеды. Аналогичная ситуация у калининградской «БАЛ-Моторс». Отечественная компания «Русская механика» (завод в городе Рыбинск) выпускает мотовездеходы и снегоходы.
- К примеру, на квадроциклы Stels АТВ был рост на 30-40% - это еще терпимо, но на их новую технику после Нового года, я думаю, будет еще скачок. А вот у «Русской механики» рост на 10%, - сказал собеседник.
Ирбитский мотоциклетный завод, более знакомый россиянам по бренду «Урал», практически полностью переключился на рынок Европы и США из-за высокой цены (от €10 тыс.) нового модельного ряда, оснащенного иностранными комплектующими. Компания «Ява» существует де-юре, но завода уже нет: из остатков запчастей под заказ представители компании собирают штучные модели для фанатов марки. Из-за экономических проблем уже давно прекращен выпуск на Ижевском и Ковровском мотоциклетных заводах. В Белоруссии до сих пор производятся знаменитые мотоциклы «Минск».
- Их дизайн [мотоциклов «Минск»] разработан совместно с англичанами, но ценник задран очень высоко уже даже по сравнению серьезной техникой, - отметил Первышев.
Импорт мототехники в Россию в отличие от автомобилей в целом до сих пор носит неупорядоченный характер.
- Мотоциклы до сих пор очень много везут «в серую» (параллельно с официальными дистрибуторами). Особенно много везут мототехники, для которой не нужна регистрация в ГИБДД (для движения вне дорог или на спортивных трассах, а также скутеры). Если говорить о поставках из Азии (в основном Китай и Тайвань), то в год поставляется около 400 тыс. единиц техники, в сумме с Европой, Японией и США по прошлому году наберется до полумиллиона штук. В 2014 году, наверное, суммарный импорт не превысит 300 тыс. штук, в 2015-м рынок сократится на треть, - предположил главный редактор журнала «Мото» Анатолий Сухов. - Официальная статистика по моторынку из-за его неупорядоченности фактически отсутствует. Небольшие продавцы, которые закупают по 1-2 контейнера, уже разорились и закрылись. На этом фоне меньше всего упадет BMW, неплохо себя чувствуют продажи KTM. Не упадет Harley Davidson - это сегмент рынка, не подверженный резким колебаниям спроса. Недорогая техника падает активно, и не только мотоциклы, но и аксессуары.