Без учета плодоовощной продукции цены тоже продолжили расти: на 3,7% в январе 2015 г. к январю 2014 г. При том что продукты в декабре 2014 г. к декабрю 2013 г. подорожали только на 2,2%. Минэкономразвития связывает данную тенденцию с исчерпанием запасов, купленных по более низким ценам, удорожанием сырья, повлекшим рост цен на отечественные продукты. Также давление на цены оказывает девальвация рубля: цены на зерно и основные продукты питания привязаны к мировым ценам, говорится в докладе. С ноября по январь отмечалась наиболее стремительная девальвация рубля (рубль подешевел по отношению к доллару на 62,8%. - «Ведомости»), она и привнесла существенный вклад в продинфляцию, напоминает замруководителя Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко.
Рост цен на продукты из санкционного списка эксперты Минэкономразвития связывают со сменой поставщиков. Оборвались цепочки поставок, которые выстраивались исходя из критериев цена/качество, а по ряду позиций удлинилось плечо поставки, подтверждает представитель «Дикси» Екатерина Куманина: «Это не может не отразиться на стоимости». Товары, не попавшие под запрет, с ноября также дорожают (+3,9% в январе), причем особенно быстро - продукты длительного срока хранения: сахар, подсолнечное масло, крупы и бобовые, макаронные изделия, пишут чиновники.
Граждане тоже отметили январский рост цен: такого большого количества жалоб, как в послепраздничную неделю (их было около 700), еще не приходило, а на последней неделе января их число превысило 1000, говорит Анна Мирочиненко из Федеральной антимонопольной службы. Однако с конца февраля, по ее словам, количество жалоб существенно снизилось: до 194 за неделю.
Мониторинг за февраль Минэкономразвития опубликует в конце марта, говорит представитель ведомства. Снижение темпов роста цен уже зафиксировал Росстат: по его данным, недельная инфляция в России минимальна с октября 2014 г. - с 25 февраля по 2 марта цены выросли лишь на 0,2%. Причем цены на овощи и фрукты даже снизились на 0,3%, отчитался Росстат. В целом за январь - февраль и первые дни марта потребительские цены выросли на 6% - так быстро они росли только в 1999 г.
С первых чисел марта крупнейшие розничные сети из Ассоциации компаний розничной торговли (в нее входят «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Лента» и др.) заморозили цены на социально значимые продукты: мясо, рыбу, основные овощи и т. д. Если ритейлеры не станут повышать цены на другие продукты, ситуация с ценообразованием должна незначительно стабилизироваться, считает представитель Минсельхоза. Фиксированная цена на 20−30 товаров не окажет заметного влияния на инфляцию, возражает Куманина из «Дикси». С ней согласна Снитко из Газпромбанка: «Номенклатура товаров, на которые заморожены цены, ничтожна в потребительской корзине, за которой наблюдает Росстат». С середины весны, когда в магазины начнет поступать российская свежая плодоовощная продукция, цены на нее снизятся, а инфляция в целом, как следствие, замедлит рост, ожидает аналитик.