Розница готовится к мертвому сезону

Российская розница пережила в этом году сразу несколько потрясений. Продовольственное эмбарго, введенное Россией в августе, заставило сети экстренно искать новых поставщиков, чтобы не встретить предновогодний сезон с полупустыми полками в рыбных, молочных и овощных отделах. К октябрю ритейлеры отрапортовали: основную часть попавшей под запрет продукции они смогли заместить.

Это не сказалось на их оборотах: начавшая разгоняться инфляция плюс активные промокампании и расширение сетей обеспечивали рост продаж выше ожиданий. Все лидеры российского розничного рынка - «Магнит», X5 Retail Group и «Дикси» - даже повысили прогнозы по выручке на этот год.

Но в ноябре торговлю ждал новый сюрприз - девальвация рубля.

В 2015 г. оборот российской розницы впервые за последние годы сократится: согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, оборот торговли и платных услуг в России будет на 3,8% меньше, чем в 2014 г. Еще в сентябре чиновники надеялись на слабый рост (+0,6%).

Единственный из опрошенных «Ведомостями» сегментов розницы, не слишком обеспокоенный скачком валютных курсов, - это продажа товаров для дома. По примеру магазинов косметики они рассчитывают на «эффект губной помады». «Когда люди перестанут выезжать за границу и покупать дорогую электронику, им все равно нужны будут позитивные эмоции», - рассуждает совладелец сети «Уютерра» Александр Селиверстов.

Средняя цена единицы товара в этой сети невысока - 200-300 руб., и он рассчитывает на сохранение покупательского трафика в 2015 г. Кризис даже идет сектору на пользу, оптимистичен Селиверстов: последние пять лет стабильный рубль не давал продавцам возможности повышать цены, хотя их расходы стабильно росли как минимум на инфляционные 10% в год. Поэтому, «чтобы хотя бы повторить результат предыдущего года, мы должны были продавать в штуках на 10% больше и сокращать расходы».

Рост закупочных цен не пугает Селиверстова: «У нас большие складские запасы, закупленные по старому курсу и старым ценам. На ближайшие полгода мы обеспечены этим товаром. На новый товар мы снижаем свою маржу на 10-15%. Поэтому будем повышать цены плавно - в декабре мы подняли их в среднем на 5-15%».

Перспективы остального ритейла менее оптимистичны.

На крупнейших торговцах продовольствием девальвация сказывается сильнее, чем продовольственное эмбарго, писали аналитики Morgan Stanley в отчете. Наиболее уязвимы гипермаркеты, считают они: судя по опыту 2009 г., стремящиеся сэкономить покупатели стараются ходить в небольшие магазины «у дома». Кроме того, сетям гипермаркетов сложнее воплощать в жизнь масштабные планы по расширению из-за ужесточения кредитных условий и дефицита ликвидности.

Сети магазинов «у дома» - «Пятерочка» (принадлежит X5 Retail Group), «Магнит» - в лучшем положении, считают аналитики Morgan Stanley. У этих компаний, а также у «Дикси» сохранятся сильные операционные и финансовые результаты и в 2015 г., согласны аналитики UBS. Сложнее будет гипермаркетам «О'кей», считают они: эти магазины ориентированы на средний класс, их ассортимент сузился из-за продовольственного эмбарго и девальвации, а в начале года компания должна запустить новый для себя формат дискаунтеров. Представитель «О'кей» Марина Каган отказалась общаться с «Ведомостями».

Если перспективы продовольственных ритейлеров аналитики еще берутся прогнозировать, то, что будет с непродовольственными товарами, затрудняются сказать даже сами их продавцы. Даже в конце ноября, когда еще не было резкого валютного скачка, «М.видео» уже опасалась, что в 2015 г. его выручка может и не вырасти. Сейчас ритейлер не делает никаких прогнозов: «Ориентируемся на опыт 2009 г.», - лаконичен его представитель Антон Пантелеев. Слабые игроки будут вынуждены уходить с рынка, но «М.видео» - крупнейший продавец бытовой техники и электроники в России - об их покупке пока не думает, добавляет он.

«Сейчас ажиотажный спрос, но никто не понимает, что будет в 2015 г.», - признается сотрудник крупного ритейлера бытовой техники и электроники. Кризис будет более жестким, чем в 2009 г., уверен гендиректор и совладелец второго по выручке (по оценке Infoline) ритейлера электроники DNS Дмитрий Алексеев: «Сокращение оборотов более чем реально».

Но, пожалуй, в наиболее сложной ситуации продавцы одежды. Их магазины в отличие от сетей электроники почти не затронул потребительский ажиотаж декабря, а зависимость от импорта и, соответственно, валютных скачков у одежного ритейла высока. У поставщиков продовольствия и электроники случаи остановки поставок после резкой девальвации рубля были единичными, а вот в одежном ритейле пострадали практически все крупнейшие игроки. Временно остановились поставки в магазины Inditex в России (Zara, Oysho, Bershka и др.), BNS Group (сети Mexx, Calvin Klein, Michael Kors, TopShop и др.), «Кира Пластинина стиль» и др.

Самое уязвимое положение у дистрибуторов, поставляющих брендовые товары, считает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. Это «Монэкс трейдинг» (American Eagle Outfitters, Next и проч.), BNS Group, отчасти «Джамилько» (Versace, Salvatore Ferragamo и др.), перечисляет она. Такие компании работают исключительно на импортных поставках и полностью зависят от валютной динамики. «Прогнозировать такие риски невозможно, как невозможно и отказаться от товара, - рассуждает Ядерная. - Ни одна из этих компаний сейчас не может переориентироваться на российские бренды в силу специфики бизнеса. Они заложники ситуации».