Геополитика не помешала США купить у РФ ракетные двигатели

16 янв. Противостояние России и США на международной арене не помешало сторонам совершить крупную сделку в космической отрасли: РКК «Энергия» поставит в Америку 60 ракетных двигателей РД-181, без которых Штаты не смогут продолжать пуски ракет-носителей Antares.

По мнению опрошенных экспертов, заключенный контракт на миллиард долларов показывает надежность РФ как партнера и поставщика, при этом появляется возможность для снижения себестоимости производства двигателей для новейшей российской ракеты «Ангара».

Сторонами сделки выступили российская РКК «Энергия» и американская Orbital Sciences Corporation; первые два двигателя заказчик получит уже в июне. Как позже сообщил президент РКК Владимир Солнцев, прорабатывается поставка также 30 двигателей РД-180 для ракеты Atlas-5 другой американской компании - United Launch Alliance.

Плюс на минус равно нулю

Как считает академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков, контракт по ракетным двигателям РД-181 выгоден для обеих сторон, однако подобное соглашение между двумя государствами может стать последним.

По его словам, в настоящий момент просто ситуация сложилась удачно, но не стоит верить в то, что это может длиться вечно.

В свою очередь эксперт в области средств выведения, редактор российского журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев отмечает, что из-за того, что Orbital Sciences Corporation хочет сделать ракету Antares основной ракетой-носителем среднего класса, заменившей снятую с эксплуатации американскую ракету Delta, сотрудничество по двигателям РД-181 может продлиться, «по крайней мере, лет десять».

Сам же контракт, по его мнению, в сложившейся сегодня геополитической ситуации показывает, что США ценит Россию как надежного партнера, не срывающего контракты, и доверяет российскому качеству и технологиям.

Хотя в США есть возможности локализовать производство подобных двигателей, но им это невыгодно с экономической точки зрения, полагает эксперт.

Здравый смысл победил

Вопрос денег считает ключевым и член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.

«Санкции санкциями, а бизнес бизнесом. С точки зрения бизнеса правильно взять готовый и отработанный двигатель и его использовать. Orbital Sciences пошла именно по такому пути», - добавил он.

По его словам, для России результат этой сделки может оказаться «нулевым», так как контракт с «Энергомашем» (входит в РКК) заключается, но прекращается контракт с другим отечественным двигателестроителем (ОАО «Кузнецов», также поставляло двигатели для Antares).

«Двигатели 'Кузнецова', по сути, были из хранения, там заново ничего не делалось. В то же время у 'Энергомаша' - это слегка модернизированная версия того двигателя, который используется на 'Ангаре', то есть для них это расширение масштаба производства», - считает Ионин.

По его оценке, Россия «ничего не потеряла, и при прочих равных условиях, вариант с 'Энергомашем' для нас более выгоден, как для страны-производителя».

«Это современный двигатель, и при увеличении масштабов производства позволит снизить издержки, себестоимость двигателя для 'Ангары'», - пояснил эксперт.

Перспективы

Как отметил президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев, корпорация сейчас пытается договориться с американской United Launch Alliance о поставках еще 30 РД-180. По его словам, США попытается получить новые двигатели как можно скорее, так как у них осталось всего 24 уже закупленных на срок до 2018 года.

Собственное же производство Америкой ракетных двигателей, по его мнению, будет стоить гораздо дороже, чем закупать российские, и может занять до десяти лет.

Кроме того, отмечает Солнцев, есть надежды на расширение сотрудничества с США в освоении дальнего космоса.

О двигателе

Двигатель РД-181 разработан специально для ракеты-носителя Antares, его использование позволит доставлять на МКС и низкие орбиты значительно больше полезной нагрузки. РД-181 - это модификация двигателя РД-191, обеспечившего успешный полет ракеты-носителя «Ангара-1.2ПП» прошлым летом и установленного на тяжелую «Ангару-А5», совершившую первый полет в декабре.

РКК «Энергия» - ведущее предприятие ракетно-космической отрасли РФ, головная организация по пилотируемым космическим системам. «Энергия» производит целую линейку двигателей, построенных на едином технологическом принципе, и может обслуживать практически любые ракеты-носители: от сверхлегких до сверхтяжелых.